|
«ПОЛЯНА НЕВЕСТ» БЛИЗ АНЦИФЕРОВО. В
последние годы родник близ деревни Анциферово становится все более
популярным. Многие приезжают сюда, чтобы набрать вкусной воды. А кроме этого
- родник и поляна около него стали местной «свадебной достопримечательностью». После
посещения загса и до того, как сесть за праздничный стол, многие молодожены
из Куровского и окрестностей отправляются кататься; во
время катаний посещается и источник. Таким образом, в выходные дни здесь
собирается до нескольких десятков свадебных процессий. Женихи и невесты, приезжающие на «поляну невест», в обязательном порядке
спускаются к источнику, пьют из него воду. На настоящий момент источник
оформлен в виде деревянной часовенки, над ним располагается несколько икон,
висит вышитый рушник; некоторые женихи и невесты оставляют у источника цветы.
Затем молодожены и их гости устраивают пикники на поляне или поблизости от
нее; для этого здесь оборудованы навесы и столики, работает
передвижное кафе. Ветви и
стволы сосен, что около источника, в обилии покрывают разноцветные ленты. Эти
ленты (платки, подвязки) оставлены свадебными процессиями. Нам
не доводилось наблюдать процесса повязывания лент, и,
соответственно, мы не имели возможности узнать мотивацию этих действий.
Однако, сравнивая с аналогичными практиками на других «свадебных
достопримечательностях», можно указать два мотива. Во-первых, ленты,
оставленные на деревьях, являются как бы памятными знаками, фиксирующими счастливый момент в жизни молодоженов (по выражению одного из
сторонних наблюдателей, «мы сюда еще приедем, такие же
хорошие, счастливые»). Во-вторых, жених и его друзья (чаще всего - свидетель), повязывая ленты, могут проявить доблесть - ведь ленты
закрепляются достаточно высоко (здесь - до 30- Мы редко задумываемся о том, что ритуальным действием
является и обычное фотографирование. Очень часто (и в этом можно убедиться,
заглянув в любой семейный альбом) фотография делается для фиксации важного события (праздника, дальней поездки и др.) или
важных связей (родства, дружбы, сотрудничества).
Многочисленные снимки, которые делают молодожены на «поляне невест» (так же, как и у других аналогичных «свадебных достопримечательностей»),
стоит также рассматривать как фиксацию счастливого момента, связанного с любовью,
молодостью, красотой, началом новой жизни. В толпе
вокруг источника заметны профессиональные организаторы торжеств. Под их
руководством молодожены производят «обрядовые» действия:
пьют воду (что сопровождается определенными пожеланиями),
фотографируются в наиболее выгодных точках поляны и т.д. Как нам кажется, со временем присутствие здесь массовиков-затейников увеличивается; они
способствуют воспроизводству и развитию «обряда». Летом 2003 года тут же построена
большая действующая часовня от Гуслицского Спасо-Преображенского монастыря,
есть церковная лавка. Осенью 2003 года нам доводилось беседовать с работниками часовни. Они не одобрили некоторые
обрядовые действия, производимые на «поляне» и расценили их как «язычество». Отрицая «языческие» ритуалы, работники часовни
пропагандируют (и не безуспешно) ритуалы православные. В
частности, по их советам молодые все чаще заказывают молебен в честь иконы Казанской Божьей Матери. Традиция, сложившаяся на «поляне невест» - не уникальна.
Свадебный отдых на природе в последние годы приобретает все более
организованный характер. Так, только в восточной части Подмосковья
нам известны еще три «поляны невест» (в Люберецком, Ногинском и
Павлово-Посадском районах). Вообще, обычай посещения «свадебных
достопримечательностей» возник в 1960-х годах. При советской власти
«официальная» свадебная обрядовость была сведена к нулю - заключая брак,
молодожены всего лишь «записывались» в загсе. Только в конце 1960-х начала
появляться советская свадебная
обрядовость - были открыты первые Дворцы бракосочетаний, разработана
торжественная процедура вступления в брак, появилась привычная нам свадебная одежда (жених в черном
костюме, невеста в белом платье с фатой). Когда выросли и повзрослели представители
первого поколения детей, чьи родители погибли в Великой Отечественной войне -
стихийно возник свадебный обычай посещать военные мемориалы. Развитие
нового обрядового действия было продиктовано, помимо прочего, и материальными
причинами; к началу 1970-х годов в личном пользовании советских граждан
появилось большое количество легковых автомобилей. Постепенно обряд посещения
достопримечательностей развился очень широко, сейчас он существует на всем
постсоветском пространстве. Как нам кажется, поездки к «свадебным достопримечательностям»
были реакцией на крайнюю десакрализацию обряда бракосочетания в советские
времена. Если спросить конкретных молодоженов, зачем они посещают достопримечательности
- ответы, скорее всего, будут простыми: «Так делают все»; или: «Катания
нужны для того, чтобы заполнить время между загсом и семейным застольем».
Однако бессознательное стремление к сакрализации становится заметным, если
проанализировать, какие именно достопримечательности посещают молодожены. Рассмотрев
около 130 свадебных церемоний в 17 крупных и 25 мелких городах России,
Украины, Белоруссии и Казахстана, мы установили, посещение
достопримечательностей осуществляется в 92% всех случаев. Нами было выделено
три основных типа данных объектов (необходимо заранее оговорить, что
конкретные объекты могут быть отнесены одновременно и к двум, и к трем
типам). Первый тип (57% объектов, 73% свадебных
церемоний) - достопримечательности, связанные с почитанием предков. Это
памятники в честь личностей, знаковых для данной местности и, особенно, - в
честь погибших на Великой Отечественной войне (Вечные огни, обелиски,
братские могилы и тд.). В Куровском
тоже есть такой «военный» памятник, он часто посещается молодоженами. Второй тип (35% объектов, 54% свадебных церемоний) - достопримечательности,
связанные с территориальной и культурной самоидентификацией. Это «центровые»
объекты города, возвышенности, с которых открывается вид на всю округу, места
работы молодоженов. Третий тип (47% объектов, 71%
свадебных церемоний) - природные объекты (рощи, родники, берега рек и тд.). К
числу таковых относится и «наша» «поляна невест». У современного горожанина
природа ассоциируется с отдыхом, ничегонеделанием, здоровым образом жизни,
плодородием. Соответственно, как нам кажется, молодожены, посещая подобные
«свадебные достопримечательности», бессознательно стремятся
запрограммировать свою последующую жизнь - придать ей легкость,
безоблачность, здоровье, плодовитость. К этому,
третьему, типу относится и «поляна невест» близ Анциферово. Будем надеяться,
что сформировавшийся здесь «обрядовый комплекс» будет развиваться на радость
местным молодоженам. Пусть свадьбы, которые играются на гуслицкой земле
станут более яркими, запоминающимися и одухотворенными. Громов Д.В. |