«ПОЛЯНА НЕВЕСТ» БЛИЗ АНЦИФЕРОВО.

 

            В последние годы родник близ деревни Анциферово становится все более популярным. Многие приезжают сюда, чтобы набрать вкусной воды. А кроме этого - родник и поляна около него ста­ли местной «свадебной  достопримечательностью».

        После посещения загса и до того, как сесть за праздничный стол, многие молодожены из Куровского и окрестностей отправляются кататься; во время катаний посещается и источник. Таким об­разом, в выходные дни здесь собирается до нескольких десятков свадебных процессий. Женихи и невесты, приезжающие на «поляну невест», в обязательном порядке спускаются к источнику, пьют из него воду. На настоящий момент источник оформлен в виде деревянной часовенки, над ним распола­гается несколько икон, висит вышитый рушник; некоторые женихи и невесты оставляют у источника цветы. Затем молодожены и их гости устраивают пикники на поляне или поблизости от нее; для этого здесь оборудованы навесы и столики, работает передвижное кафе.

        Ветви и стволы сосен, что около источника, в обилии покрывают разноцветные ленты. Эти ленты (платки, подвязки) оставлены свадебными процессиями. Нам не доводилось наблюдать процесса повязывания лент, и, соответственно, мы не имели возможности узнать мотивацию этих действий. Однако, сравнивая с аналогичными практиками на других «свадебных достопримечательностях», можно указать два мотива. Во-первых, ленты, оставленные на деревьях, являются как бы памятными знаками, фиксиру­ющими счастливый момент в жизни молодоженов (по выражению одного из сторонних наблюдателей, «мы сюда еще приедем, такие же хорошие, счастливые»). Во-вторых, жених и его друзья (чаще всего - сви­детель), повязывая ленты, могут проявить доблесть - ведь ленты закрепляются достаточно высоко (здесь - до 30-40 м). При этом, чем выше повязана лента, тем больше счастья будет в будущей семье.

Мы редко задумываемся о том, что ритуальным действием является и обычное фотографирова­ние. Очень часто (и в этом можно убедиться, заглянув в любой семейный альбом) фотография дела­ется для фиксации важного события (праздника, дальней поездки и др.) или важных связей (родства, дружбы, сотрудничества). Многочисленные снимки, которые делают молодожены на «поляне невест» (так же, как и у других аналогичных «свадебных достопримечательностей»), стоит также рассматри­вать как фиксацию счастливого момента, связанного с любовью, молодостью, красотой, началом но­вой жизни. В толпе вокруг источника заметны профессиональные организаторы торжеств. Под их руковод­ством молодожены производят «обрядовые» действия: пьют воду (что сопровождается определенны­ми пожеланиями), фотографируются в наиболее выгодных точках поляны и т.д. Как нам кажется, со временем присутствие здесь массовиков-затейников увеличивается; они способствуют воспроизвод­ству и развитию «обряда».

         Летом 2003 года тут же построена большая действующая часовня от Гуслицского Спасо-Преображенского монастыря, есть церковная лавка. Осенью 2003 года нам доводилось беседовать с работ­никами часовни. Они не одобрили некоторые обрядовые действия, производимые на «поляне» и рас­ценили их как «язычество».

Отрицая «языческие» ритуалы, работники часовни пропагандируют (и не безуспешно) ритуалы православные. В частности, по их советам молодые все чаще заказывают молебен в честь иконы Ка­занской Божьей Матери.

Традиция, сложившаяся на «поляне невест» - не уникальна. Свадебный отдых на природе в по­следние годы приобретает все более организованный характер. Так, только в восточной части Под­московья нам известны еще три «поляны невест» (в Люберецком, Ногинском и Павлово-Посадском районах).

         Вообще, обычай посещения «свадебных достопримечательностей» возник в 1960-х годах. При со­ветской власти «официальная» свадебная обрядовость была сведена к нулю - заключая брак, молодо­жены всего лишь «записывались» в загсе. Только в конце 1960-х начала появляться советская свадебная  обрядовость - были открыты первые Дворцы бра­косочетаний, разработана торжественная про­цедура вступления в брак, появилась привычная  нам свадебная одежда (жених в черном костюме, невеста в белом платье с фатой).

         Когда выросли и повзрослели представи­тели первого поколения детей, чьи родители погибли в Великой Отечественной войне - сти­хийно возник свадебный обычай посещать во­енные мемориалы. Развитие нового обрядового действия было продиктовано, помимо прочего, и материальными причинами; к началу 1970-х годов в личном пользовании советских граж­дан появилось большое количество легковых автомобилей. Постепенно обряд посещения до­стопримечательностей развился очень широко, сейчас он существует на всем постсоветском пространстве.

Как нам кажется, поездки к «свадебным до­стопримечательностям» были реакцией на край­нюю десакрализацию обряда бракосочетания в советские времена. Если спросить конкретных молодоженов, зачем они посещают достопри­мечательности - ответы, скорее всего, будут про­стыми: «Так делают все»; или: «Катания нужны для того, чтобы заполнить время между загсом и семейным застольем». Однако бессознательное стремление к сакрализации становится замет­ным, если проанализировать, какие именно до­стопримечательности посещают молодожены.

         Рассмотрев около 130 свадебных церемо­ний в 17 крупных и 25 мелких городах России, Украины, Белоруссии и Казахстана, мы установили, посещение достопримечательностей осуществляется в 92% всех случаев. Нами было выделено три основных типа данных объектов (необходимо заранее оговорить, что конкретные объекты могут быть отнесены одновременно и к двум, и к трем типам).

   Первый тип (57% объектов, 73% свадебных церемоний) - достопримечательности, связанные с почитанием предков. Это памятники в честь личностей, знаковых для данной местности и, особенно, - в честь погибших на Великой Отечественной войне (Вечные огни, обелиски, братские могилы и тд.).  В Куровском тоже есть такой «военный» памятник, он часто посещается молодоженами.

    Второй тип (35% объектов, 54% свадебных церемоний) - достопримечательности, связанные с тер­риториальной и культурной самоидентификацией. Это «центровые» объекты города, возвышенности, с которых открывается вид на всю округу, места работы молодоженов.

    Третий тип (47% объектов, 71% свадебных церемоний) - природные объекты (рощи, родники, берега рек и тд.). К числу таковых относится и «наша» «поляна невест». У современного горожани­на природа ассоциируется с отдыхом, ничегонеделанием, здоровым образом жизни, плодородием. Соответственно, как нам кажется, молодожены, посещая подобные «свадебные достопримечатель­ности», бессознательно стремятся запрограммировать свою последующую жизнь - придать ей лег­кость, безоблачность, здоровье, плодовитость.

      К этому, третьему, типу относится и «поляна невест» близ Анциферово. Будем надеяться, что сформировавшийся здесь «обрядовый комплекс» будет развиваться на радость местным молодоже­нам. Пусть свадьбы, которые играются на гуслицкой земле станут более яркими, запоминающимися и одухотворенными.

Громов Д.В.

 

НАЗАД.

 

 

 

Сайт создан в системе uCoz